Прежде всего, это достаточно современное изваяние впечатляет масштабами, стоимостью и длительностью работ. Ведь с момента одобрения проекта до его завершения прошло более 60 лет, и обошёлся он по разным оценкам в сумму от 40 до 70 млн. долларов. А вот рассказ о предыстории его создания следует начинать с конца 15 века.

обошёлся он по разным оценкам в сумму от 40 до 70 млн. долларов

Великий путешественник

Итак, в 1492 году к берегам красивого острова причалили корабли первой экспедиции Христофора Колумба. Несмотря на то, что мореплаватель уже посетил до этого несколько ближайших островов, Эспаньола понравилась ему больше остальных. Эту любовь Колумб пронёс сквозь годы и даже завещал похоронить себя именно здесь, но его воля была исполнена не сразу.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

После смерти в 1506 году Колумба похоронили в Испании, в монастыре Вальядолида. Затем в 1513 году прах великого путешественника был перенесен в монастырь с более высоким статусом —  Санта Мария-де-лас-Куэвас, расположенный в Севилье. Лишь через двадцать семь лет останки Колумба отправили морем в Новый Свет, к берегам так любимой им Эспаньолы – туда, где сейчас находится Доминиканская Республика. Здесь его вновь с почестями захоронили в главном соборе Санто-Доминго. А в 1796 году, перед передачей острова во владение Франции, прах Колумба был переправлен испанцами на Кубу, а оттуда в 1899 году снова в Севилью.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Но на этом история не заканчивается. В 1887 году при реставрации собора, где ранее покоился мореплаватель, было случайно найдено захоронение с надписью, свидетельствующей о том, что здесь покоится прах Христофора Колумба. Это вполне могло быть правдой с учётом того, что в 1586 году, перед захватом города пиратом Френсисом Дрейком, во избежании вандализма, надписи на могильных плитах были затёрты, и впоследствии для транспортировки в Гавану могли забрать «не те» останки. Впрочем, споры о них не утихают и по сей день, но для доминиканцев всё очевидно – по их мнению именно на территории современной Доминиканы нашёл последнее упокоение великий путешественник. Для его праха был создан специальный мавзолей из мрамора и бронзы, который установили прямо у входа в собор.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Проект монумента

Стоит отметить, что идея создания символического памятника в честь Христофора Колумба изначально принадлежит историку Антонио дель Монте, который упомянул о ней в книге «История Санто-Доминго», вышедшей в 1862-м году. В 1914-м году она была неожиданно подхвачена американскими СМИ, и в 1923 г. на конференции латиноамериканских стран в Сантьяго-де-Чили было решено создать монумент, прославляющий Колумба как первооткрывателя Америки. В финансировании его строительства должны были принять участие страны Южной и Северной Америки.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Для разработки проекта был организован международный конкурс. На первом этапе авторами из 48 стран мира были предложены 455 проектов. Из них выбрали 10 финалистов, судьба которых решилась в 1931 году в Рио-де-Жанейро. Победителем стал шотландский архитектор – Джон Глив со своей неординарной идеей. Он предложил постройку нетрадиционного маяка, который будет направлен не в сторону моря, а проецировать световое изображение на небо. Последнее должно представлять из себя крест, как символ прихода на американский континент христианской веры. Снаружи, по проекту, памятник напоминает пирамиды майа, а внутри – плывущие рядом корабли. Место для маяка было выбрано не случайно — именно там находился первый маяк, воздвигнутый европейцами еще в конце 15 века.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Затяжное строительство

Финансирование столь масштабного проекта шло трудно и неровно. Только в 1945 году по приглашению диктатора Трухильо в Санто-Доминго прибыл победивший архитектор, чтобы передать свои планы и разработки. Их немного подкорректировали силами доминиканских архитекторов и выделили под строительство монумента 100 тыс. кв. метров. На этой территории замостили гигантский фундамент и… заморозили строительство в связи с нехваткой средств. Стройка оставалась нетронутой и долгие годы обрастала трущобными бараками. Только в 1986 сменивший диктатора президент Балагер принял решение реанимировать строительство с тем, чтобы завершить монумент к 1992 году, к 500-летию со для открытия Америки.

Вновь объявили сбор средств уже от всех стран мира, в целях экономии немного урезали площадь памятника, и к 1991 году строительство было завершено. В итоге был создан монумент высотой 33 метра, шириной 44 и длиной в 310 метров. Снаружи закрепили мраморные плиты с высказываниями великих людей, отрывками из Библии и литературных произведений.

В 1992 г. останки великого мореплавателя были торжественно перенесены из собора в мемориал Faro a Colón. Тогда же состоялось освящение маяка Папой Римским Иоанном Павлом II. На торжество на площади у маяка собралось около 3 тысяч католиков. Теперь рядом с монументом установлен автомобиль, на котором возили Папу во время его визита (так называемый «пап-мобиль»).

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Задумки и реалии

К сожалению, не все идеи молодого архитектора оказались работоспособными. Во-первых, пока шло строительство, маяки утратили навигационное значение. А держать включенными в декоративных целях все, установленные на крыше, 157 прожекторов оказалось очень дорого. Да и мощности доминиканской столицы, и без того считающейся достаточно проблемной в плане электрообеспечения, явно оказались малы для проекта такого масштаба. Теперь маяк зажигают только по большим праздникам, и созерцать это чудо довелось не многим. Но на счастливчиков зрелище производит неизгладимое впечатление —  множество прожекторов создают на небе рисунок огромного креста, который виден даже в Пуэрто-Рико.

Другой проблемой стало то, что из-за влажного климата железобетонная конструкция очень быстро потеряла белоснежность, приобрела серовато-бурый цвет и теперь выглядит несколько мрачно. Периодически фасад очищают и обрабатывают специальными средствами, но долгосрочного эффекта это не приносит.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Внутри маяка, в самом центре креста, можно увидеть мавзолей с прахом Колумба, который также был перенесен из Собора Пресвятой Девы Марии. Теперь около него несут почетный караул гвардейцы. Памятник состоит из 280 частей, выполненных из итальянского мрамора, и изобилует множеством символичных деталей, типичных для эпохи позднего Возрождения. Рядом есть встроенная капелла, где по торжественным поводам проводятся церковные службы.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

Но маяк служит не только в качестве места упокоения великого мореплавателя. В нем расположился музей, посвященный путешествиям Колумба и другим географическим открытиям, а также коренным народам Америки. Кроме того, по обе стороны внутренней галереи расположены залы стран, помогавших в сооружении памятника. Наиболее интересны экспозиции представителей Южноамериканского континента. Однако присутствуют европейские и азиатские страны, и есть даже зал России, которая также в эпоху Горбачёва выделила некоторые средства в помощь далёкой карибской стране.

Маяк Колумба (Faro a Colón)
Маяк Колумба (Faro a Colón)

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ